«Мы» - Н.Н. Кондратъевой

«МЫ» - программа экологического образования детей. Обзор программы»
Н.Н.Кондратьева и др. Библиотека программы «Детство»
В настоящей программе представлены доступные дошкольнику элементы
экологической культуры. Ядром ее содержания являются экологические
представления о животных, растениях, людях как живых существах. Особенность
программы заключается в том, что природа представлена в ней как ценность, а
гуманное отношение к живому – как этический принцип поведения человека.
Освоение данных представлений обеспечивает понимание ребенком необходимости
экологически правильного отношения к природе.
Переживание значимости такого отношения достигается посредством проживания
ребенком всей палитры гуманных чувств к миру природы. Важной составляющей
содержания являются умения разнообразной деятельности в природе, имеющей
экологически ориентированный характер. В целом программа способствует
формированию экологической воспитанности ребенка, являющейся закономерным
результатом его приобщения к экологической культуре в ходе экологического
образования.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ воспитанность дошкольника выражается в гуманно –
ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат:
• доброжелательность к живым существам,
• эмоциональная отзывчивость на их состояние,
• интерес к природным объектам,
• стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их
особенности как живых существ,
• желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни
условия.
Придерживаясь принципа научности, в программе отражены идеи и понятия
современного естествознания:
• идея единства и взаимосвязи живого и неживого;
• идея единства человека и природы;
• разумности и гуманности человека;
• идея системного строения природы;
• идея целостности природы.
Итак, содержание программы направлено на развитие у дошкольников начал
экологической культуры.

Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение
следующих задач:
1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний
о ценности природы и правилах поведения в ней.
2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление
экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.
3. Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными
условиями:
• Готовностью педагога к осуществлению экологического образования
детей;
• Личностно – ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в
процессе освоения программы;
• Постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
• Построением экологически развивающей среды в ДОУ;
• Активным участием родителей в воспитательном процессе;
• Установлением педагогом связей со школой, общественными
организациями, учреждениями дополнительного образования.
Содержание программы не разделено по возрастам. Это позволяет педагогу
использовать ее в любой группе детского сада, ориентируясь на возрастные
показатели и стартовые возможности детей:
- особенности их познавательного развития,
- интересов,
-эмоционального восприятия окружающего.
Подобное построение программы также помогает реализовать и собственные
интересы в познании природы и открытии мира дошкольника. Воспитатель свободен
в выборе природных объектов, определении конкретных направлений работы с
детьми.
Программа «МЫ» дополняет содержание раздела «Ребенок открывает мир природы»
программы «Детство».

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
«Живые… Какие мы?»

Конкретные
представления о
существовании живых
организмов в природе и
их разнообразии:
деревьях, кустах,
травянистых растениях,
зверях, птицах, рыбах,
насекомых и других
животных, людях

Самоценность
природы

Природа
как среда
обитания

«Как живые
приспосабливаются к
среде»
Знания
Основные среды
обитания живых
организмов: живые
живут на земле
(наземная среда), в
воздухе (воздушная), в
воде (водная),
неглубоко под землей
(подземная). Их
свойства: воздух есть
везде – и в земле, и в
воде. Свойства земли и
ее составляющих. Земля
– место обитания
многих животных и
растений.

«Мы нужны друг другу
на Земле»

• Растения и животные
• Человек
• Ценность природы

Практическая
ценность
природы

Оздоровительно –
гигиеническая
ценность

Эстетическая
ценность

Целостность
экологических систем: в
экосистеме все
взаимосвязаны друг с
другом. Сообщество
может жить, если не
нарушены его основные
элементы и связи между
ними. Все живые
существа на Земле
нужны друг другу.
Необходимость
разумного и гуманного
поведения человека для
того, чтобы сохранить
себя как живое
существо и природу на
Земле, как общий дом
для всего живого.

Познавательная
ценность
природы

Нравственная
ценнсоть

Ценность
человека
для
человека

• Правила взаимодействия в природе
Зимой
Весной
Летом
Осенью
Отношение к природе
Экологически ориентированная деятельность
Познаем, Познаем, Познаем, Трудимся
Играем
Рисуем,
наблюдая исследуя моделируя
лепим,
конструируем

Организация педагогического процесса
Эффективность экологического развития дошкольников во многом обусловливается
тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми.
В начале работы необходимо провести диагностику экологической воспитанности
детей, включающую изучение характера отношения дошкольников к природе,
особенностей их экологических представлений и умений осуществления
деятельности с природными объектами.
Для того чтобы дети могли освоить программу экологического образования, ее
содержание нужно перевести в конкретный план действий, организовать
педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно выстроен.
Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков:
1. Занятия как специально организованная форма обучения.
2. Совместная деятельность педагога и детей.
3. Самостоятельная деятельность детей.
В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок
предполагает позицию равного партнерства взрослого и ребенка, а в третьем
блоке дошкольнику предоставляется возможность действовать самостоятельно и
свободно, применяя накопленный опыт экологически правильного
взаимодействия с природными объектами.

Система педагогического взаимодействия,
направленного на экологическое
развитие детей
Специально организованное обучение:
• Экскурсии
• Занятия
© наблюдение за животными и растениями (распознающее за одним объектом,
сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за
изменением и развитием);
© изобразительная деятельность экологической тематики;
© ознакомление с трудом взрослых в природе;
© обучение детей труду по уходу за растениями и животными;
© развитие речи (составление рассказов о природных объектах и явлениях —
по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта; описательных
загадок; придумывание экологических сказок; этические беседы);
© формирование обобщенных представлений о природе (обобщающее
наблюдение, обобщающая беседа);
© классификация представлений о природе (беседы с использованием моделей,
занятие в форме дидактической игры на классификацию).
Совместная деятельность педагога и детей:
©диагностика экологической воспитанности детей
(первичная, текущая, контрольная);
© наблюдение в уголке природы, на прогулке, у окна;
© целевые прогулки в природу;
© игры (дидактические развивающего характера, сюжетные, подвижные);
© рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы;
© беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам;
© рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе,
отношении к ней;
© сбор коллекций семян, камней, осенних листьев;
© опыты, поисковая деятельность;
© труд в уголке природы и на участке;
© просмотр диафильмов, видеофильмов;
© работа с моделями;
© ведение календарей природы, дневников наблюдений;
© различные виды изобразительной деятельности на экологические темы;
© создание книг — самоделок;
© экологические досуги и праздники.

Самостоятельная деятельность детей:
©
самостоятельная
активность
детей
(разные
виды
игр;
экспериментирование; уход за растениями и животными уголка
природы; работа с литературой, энциклопедиями; коллекционирование;
изготовление моделей, книжек-самоделок с рассказами о природе,
поделок
из
природных материалов,
цветочных композиций;
театрализованная деятельность и т.д.).
На занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и
овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся
проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким
образом, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к
установлению связей между ними и обобщению полученных
представлений. В систему экологического развития детей включаются
занятия не только познавательного цикла — наблюдения, экскурсии,
формирование обобщенных представлений, систематизация знаний, —
но и такие их виды, в которых представлена так называемая отражательная деятельность ребенка: по изобразительной деятельности,
музыкальные, трудовые. Широко используются и занятия по развитию
речи: составление описательных и сравнительных рассказов о
природных объектах, занятия с детской природоведческой книжкой,
беседы о природе и об отношении к ней.
Один из видов занятий по экологическому образованию детей —
освоение представлений о человеке, на которых дошкольники знакомятся
с человеком как живым организмом и социальным существом. На этих
занятиях используется комплекс методов, включающий разнообразные
исследовательские действия, элементы опытов, самонаблюдения, работу
с иллюстрациями и моделями и др. Все занятия взаимосвязаны и
усложняются как по содержанию знаний, так и по способам
познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми
овладевают дошкольники.
Эффективное решение задач экологического образования во многом
определяется характером связи организованного обучения с содержанием
других форм совместной со взрослым и самостоятельной деятельности
детей.
В педагогическом процессе экологического образования наибольшее
место отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это
обусловлено важностью накопления каждым ребенком личного опыта
экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со
своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для
этого взаимодействие педагога и детей строится с учетом
дифференцированного подхода и включает разные формы:
различные виды наблюдений,
игры,
труд в уголке природы и на участке,

поисковую деятельность,
моделирование.
Широко используется чтение детских книг, рассматривание
иллюстраций, рисование на экологические темы, а также экологические
праздники и досуги. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и
переносится детьми в собственную деятельность. Чем более разнообразно
содержание совместной деятельности, тем более близко оно интересам и
опыту дошкольников, чем удачнее найденные педагогом приемы работы и
стили общения с детьми, тем полнее будут решены поставленные задачи.
При этом крайне важны контакты с семьей, которая может помочь в
становлении положительного опыта взаимодействия ребенка с живыми
существами.
Важным компонентом системы работы является самостоятельная
экологически ориентированная деятельность детей. В разных возрастных
группах она занимает неодинаковое место. Чем старше дети, тем выше их
самостоятельность, тем более насыщенным становится их деятельность в
природе, с ее объектами.
Возможность самостоятельной организации детьми разнообразной
деятельности в природе обусловлена созданием в дошкольном учреждении
экологически развивающей среды. В помещении она представлена зеленой
зоной уголка. На участке могут быть созданы микропейзажи и ландшафты,
экологическая тропа. Содержанием развивающей среды являются
экологические игры, разнообразные модели, иллюстрации и книги,
оборудование для ухода за живыми существами и др.
Вначале воспитатель побуждает детей к самостоятельной деятельности,
например, предлагает решить небольшую познавательную задачу, поделиться
узнанным с друзьями и родителями, поухаживать за обитателями уголка
природы, поиграть. Затем он создает ситуации, стимулирующие ребенка
самостоятельно организовывать деятельность в природе, проявлять
отношение к живому. Уровень,
достигнутый ребенком в результате
общения
со взрослым, позволяет ему самостоятельно использовать все
разнообразие представленного в среде материала, расширяя и углубляя тем
самым свой опыт экологически ориентированного взаимодействия с
природой.
Вопросы, появляющиеся у ребенка в ходе самостоятельного
взаимодействия с природными объектами, могут стать основой для
организации занятий и разнообразных форм совместной деятельности
воспитателя и детей.
Так, шаг за шагом, от раздела к разделу, идет освоение программы. В
процессе реализации ее содержания педагог может накапливать материал,
характеризующий изменяющийся опыт детского общения с природой.
Это — созданные дошкольниками сказки, истории, стихотворения; книгисамоделки; продукты изобразительной деятельности. Результаты детской
деятельности и заключительная диагностика (вопросы, игровые задания, наблюдения за детскими проявлениями в природе) помогут выявить достижения
дошкольников в освоении экологической культуры и определить уровень их
экологической воспитанности.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
На основе реализации интегрированного подхода и экологизации различных видов
деятельности дошкольника
Направления
• Организация всего образовательного процесса,
работы
распределение функциональных обязанностей между
руководителя
членами коллектива;
• Сотрудничество с МУ «Отдел образования Пролетарского

Направления
работы старшего
воспитателя

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Направление
работы педагога
– психолога

Направления
работы
воспитателя

Направления

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

района г.Ростова-на-Дону;

Экологизация развивающей предметной среды;
Решение финансовых вопросов;
Работа с родителями;
Координация работы с другими учреждениями;
Связь со школой.
Ознакомление коллектива с существующими
программами и методиками экологического
воспитания;
Выбор программы и методики;
Определение места экологического воспитания в
общем образовательном пространстве детского сад;
Контроль за координацией работы всех специалистов
и воспитателей;
Мониторинг деятельности всего коллектива; участие
в диагностике и анализе ее результатов;
Проведение методических семинаров для членов
коллектива;
Участие в экологизации развивающей среды;
Участие в распространении опыта учреждения;
Организация родительских собраний;
Обобщение результатов работы
Психологическая поддержка работы по
экологическому воспитанию;
Анализ программ, методик;
Участие в диагностической работе;
Участие в составлении диагностических карт;
Работа с родителями.
Экологизация видов деятельности дошкольников в
группе;
Выполнение отдельных экологических проектов;
Создание условий для экологического воспитания в
группах;
Подбор растений, животных и уход за ними;
Работа с родителями;
Участие в диагностике.

•
•
•
•
• Изготовление поделок из природного материала;

работы
руководителя
художественного
труда
Направления
работы
музыкального
руководителя

Направления
работы
инструктора
физкультуры
Направления
работы
медицинского
работника

• Согласование своей программы с программой ДОУ;
• Изготовление совместно с детьми оборудования,
пособий;
• Изготовление декораций для экологических
праздников.
• Проведение музыкальных занятий, усиливающих
эмоциональное восприятие ребенком природы;
• Согласование занятий с тематикой занятий по
экологическому воспитанию;
• Разработка сценариев, подготовка инсценировок,
экологических праздников;
• Музыкальное сопровождение экологических игр.
• Участие в эколого – оздоровительной работе;
• Участие в экологических праздниках;
• Обучение правилам безопасности во время походов,
отдыха на природе.
• Оздоровительная работа с детьми;
• Участие в оценке развивающей предметной среды с
точки зрения состояния здоровья детей;
• Эколого – оздоровительное просвещение родителей.

АНАЛИЗ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В
МБДОУ№102
Детский сад работает по программе «Детство».
В последние годы мы особенно остро ощущаем необходимость
возвращения духовности и человечности в образовательную систему. А это,
как нельзя лучше, можно сделать при формировании основ экологического
сознания у людей. В настоящее время лозунг «Гармоничное взаимодействие
человека с природой» звучит из уст всех участников экологического
движения.
В своей работе мы используем программу экологического образования
Н.Н.Кондратьевой «Мы», парциальную программу Н.А. Рыжовой «Наш дом
– природа»,. Разделы программ направлены на развитие интереса и
бережного отношения к природе, обогащение представлений о связях между
природными явлениями, поощрение самостоятельной деятельности
(экспериментирование, опыты), приобщение к разнообразной деятельности в
природе и ее охране, уходу за растениями, трудовой деятельности в природе
в разные времена года. Наш коллектив успешно интегрирует экологические
задачи в разные виды деятельности – изобразительную, физкультурную,
музыкальную, развитие речи.
Особое внимание уделили работе на экологической тропе, в которую
включили объекты наблюдений: приусадебный участок, деревья, цветы и
кустарники нашей местности.
Познавательный интерес детей реализуется как в свободной деятельности,
так и во время кратковременных наблюдений, целевых прогулок.

ПРИМЕРЫ АДАПТПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ К
ДОШКОЛЬНОМУ УРОВНЮ
На примере программы «Наш дом – природа» Н.А.Рыжовой
Проблема

Методы и приемы работы

Взаимосвязи в
природе

Невидимые ниточки природы (наблюдения в природе и живом
уголке, рисование, музыкальная и изодеятельность, игры, решения
творческих задач, чтение и обсуждение литературы).

Круговорот воды

Путешествие капельки (наблюдения в помещении и на улице,
опыты в лаборатории, подвижная игра, музыкальная и
изодеятельность, задачи, чтение и обсуждение литературы).
Волшебные превращения листьев в почву (наблюдения на
экологической тропинке за опавшими листьями, упавшими
деревьями, пнями, подвижная игра, изодеятельность, знакомство с
дождевым червяком и его «работой», обсуждение авторской
сказки, чтение литературы, акция по спасению дождевых
червяков,»путешествие в подземное царство»
Волшебница – вода 9опыты в лаборатории, наблюдения на улице и
дома, коллективная работа «Портрет воды», экспериментирование
с водой, прослушивание музыкальных произведений,
театрализованное представление «Волшебница вода»
«Дом», «адрес» животного («переписка» детей с различными
животными в рамках авторского проекта «Напиши письмо
мартышке», художественный труд, изо- и музыкальная
деятельность, наблюдения в природе и живом уголке, загадки,
чтение, обсуждение худ. Литературы по теме, сочинение сказок и
иллюстраций к ним).
Для чего жирафу пятна, а тигру – полоски (игра, наблюдения,
просмотр видеофильмов и слайдов, иллюстраций, викторины,
рисование, аппликация, творческие задания).
«Профессия», «работа» животных, кто чем питается (написание
писем животным и героям волшебных и народных сказок про
животных в рамках проекта «Письма животным», чтение
литературы, наблюдения на улице и в живом уголке).
Все мы друг другу на свете нужны (игры, изодеятельность,
составление «Нашей Красной книги», наблюдения в природе,
театрализованная постановка).

Круговорот
вещества
(образование
почвы)
Различные
состояния воды
Место обитания
животных

Роль окраски
животных
Роль животных в
сообществах
Необходимость
сохранения
биоразнообразия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ФОРМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
В специально
организованных
ситуациях

-Занятия познавательные, итоговые, интегрированные.
- Наблюдения
циклические,
эпизодические.
- Экскурсии.
- Опыты.
- Викторины.
- Моделирование.
- Поисковая
деятельность.

В повседневном В самостояобщении,
тельной
взаимодействии,
деятельприродоохранной ности детей
практической
деятельности
- Прогулки
наблюдения.
- Труд в уголке
природы.
- Опыты,
занятия по уходу
за комнатными
растениями и их
пересадке.
- Рассматривание
картин.
- Рассказы
воспитателя.
- Показ
видеофильмов,
мультфильмов.
- Чтение
познавательной
литературы.
- Разбор и
обсуждение
проблемных,
поисковых
ситуаций.

- Сбор
гербариев,
коллекций.
- Рассказы
детей о своих
животных,
растениях.
- Изготовление
поделок из
природного
материала.
- Составление
букетов и
икебан.
-Дидактические игры.

Природо–
сберегающие
праздники,
развлечения

-Праздники
народного
земледельческого
цикла.
- Театрализованные
представления.
- Экологические
досуги.

В сотрудничестве и
взаимодействии
с родителями

-Просмотр
телепередач.
- Труд в
природе.
- Чтение
познавательной
литературы.
- Изготовление
коллективных поделок.
- Беседы.
- Праздники,
развлечения
в семье.
- Тематические прогулки,
походы на
природу.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Задачу по формированию экологического сознания дошкольников можно
считать выполненной, если в конце пребывания в ДОУ они владеют такими
общими понятиями:
- каждый живой организм нуждается для своего существования в
одновременном присутствии многих условий (в комплексе условий);
- нарушение хотя бы одного из них приводит к ухудшению состояния, а
зачастую и к гибели организмов;
- у разных организмов потребность в условиях разная. По внешнему виду
организма можно примерно определить, в каких условиях он нуждается;
ориентиром служат его отдельные признаки;
-по внешнему виду и поведению знакомых объектов можно примерно
определить, какие условия жизни нарушены, чего им не хватает;
-если человек берет под опеку животное или растение, он несет за него
ответственность; поэтому вначале нужно узнать, в каких условиях оно
нуждается, а затем создать эти условия, глубоко изучив особенности данного
организма по литературе и спросив у знающих людей;
- в природе не бывает ни полезных, ни вредных организмов. Таковыми они
считаются только по отношению к человеку. Поэтому каждый организм,
каким бы вредным он ни был для нас, имеет право на существование.
Допустим, паразит не виноват, что не может питаться ничем, кроме тканей
человека; точно так же как человек вынужден использовать в пищу
организмы растений и животных;
- человек – единственное существо, которое обладает развитым разумом.
Благодаря разуму он является самым сильным существом на земле, поэтому
оказывает более значительное влияние на природу, чем животные и растения.
Следовательно, он несет ответственность за создание благоприятных условий
жизни не только для домашних, но и для свободно живущих организмов;
- последствия поступков человека отражаются не только на ближайшем
окружении, но и в масштабе макрокосма.
Педагог должен вооружить детей позитивными знаниями, т.е. научить тому,
что надо делать, и показать, как это делать правильно. Дети должны понять:
мы не можем жить, не пользуясь другими организмами, но надо стараться
делать это с минимальными негативными последствиями для природы в
целом.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
Одной из причин, обусловивших сравнительно позднее введение
экологического образования в дошкольных учреждениях, являются
значительные расхождения между реальными познавательными
возможностями детей в области природоведения и нашими традиционными
представлениями об этих возможностях. Если по математике, языку,
изобразительной и музыкальной деятельности у детей знаний нет и процесс
обучения начинается практически с нуля, то по ознакомлению с природой
ситуация иная. При проведении природоведческих занятий возникает
ощущение предсуществования у детей биологических знаний. Дети трех –
шести лет свободно оперируют сложными понятиями, с которыми их никто
не знакомил и которые традиционно изучаются в старших классах школы и в
вузе. Особенно это относится к обобщенным и общебиологическим
понятиям, которые ребята улавливают каким – то внутренним механизмом,
присущим именно дошкольному возрасту и резко отличающим детей от
взрослых людей, а ознакомление с природой - от других видов деятельности.
До тех пор, пока традиционное отношение к построению педагогического
процесса по природоведению и экологии не будет преодолено, методика
экологического образования развиваться на должном уровне не сможет.
Доказательством истинности выдвигаемого положения являются детские
вопросы. Мы настолько привыкли к детской любознательности в области
природоведения, что не воспринимаем
Ситуацию как парадоксальную. Сравнение же природоведческих вопросов с
вопросами других сфер человеческой деятельности показывает, что по
сложности они несопоставимы. Никогда ребенок не спросит о математике,
музыке, рисовании такого, чего не знал бы взрослый, но по биологии и
землеведению дети постоянно поднимают проблемы, над решением которых
работают многие ученые коллективы мира.
С позиции традиционной психологии не понятно, как детям удается видеть
глобальные зависимости, если они не знакомы со многими простейшими
фактами.
Например:
«Почему птицы откладывают яйца, а человек – нет?»
«Почему землетрясения бывают в Алматы и на Камчатке, а в Караганде и
Воронеже – нет?»
«Почему сейчас обезьяна не превращается в человека?»
«Я понимаю, почему птицы улетают в теплые края, а зачем они
возвращаются обратно?»
«Животные разговаривают?»
Анализ нескольких тысяч вопросов показывает, что воспитатель способен
ответить примерно на половину, причем большинство из них являются
бытовыми. На остальные вопросы ответит специалист, работающий в данной

области. Наконец, около 10 – 15% вопросов представляют собой задачи,
вообще не решенные человечеством.
Исследования ученых позволили выявить еще одну интересную особенность:
у детей способность к усвоению общебиологических закономерностей почти
не зависит от объема имеющихся знаний; в то же время наличие большого
для данного возраста багажа конкретных знаний почти не влияет на
способность видеть общебиологические закономерности. Взрослые приходят
к обобщениям и выводам путем сопоставления и анализа многих отдельных
фактов. Дети улавливают общие закономерности с помощью иных
механизмов. Если нарисованная перед ними картина внутренне не
противоречива, дети сразу видят имеющуюся зависимость. Это объясняется
особым свойством детской психики воспринимать целое без дробления на
части, отмеченное Л.С. Выготским и называемое синкретичностью
мышления.
Следует отметить и особый интерес детей к глобальным биологическим
проблемам. С возрастом данная способность ослабевает, и подавляющее
большинство взрослых перестает задумываться над сложными
биологическими закономерностями, которые так интересовали их в детстве.
Потеря интереса к естественно – научным проблемам происходит на фоне
непрерывного повышения интереса к другим сферам деятельности. Почему
так происходит? Данная проблема ждет своего разрешения со стороны
педагогов, психологов, биологов, медиков. Она очень интересна и в
теоретическом, и в практическом отношениях. Поскольку известно, что
эволюция сохраняет только полезные признаки, нужно признать, что
способность улавливать общие закономерности до усвоения элементарных
сведений о мире имеет какое – то особое значение для человека как
биологического вида. Вероятно, в первобытном обществе она помогала
беспомощным человеческим детенышам выживать в суровых, непрерывно
меняющихся условиях дикой природы.
Эту особенность следует понять, принять и научиться практически
использовать в педагогическом процессе при формировании экологического
сознания детей. Опыт показывает: сели пытаться «давать» дошкольникам
экологические знания в традиционной (словесной) форме, они эти знания не
воспринимают и экологические понятия не усваивают. Ребенок способен сам
установить закономерность, но не понимает ее, если эту закономерность
формулирует взрослый. Следует практиковать решение логических и
экологических задач, проводить природоведческие конкурсы и праздники,
широко работать с моделями, создавать проблемные ситуации, а также
использовать иные формы работы, которые соответствуют возрастным
особенностям ребенка и способствуют развитию его познавательной
активности.

СПЕЦИФИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ
Специфика ознакомления детей с природой и их экологическое воспитание
заключается в том, что благодаря наглядно – образному и наглядно –
действенному мышлению они не способны усваивать знания в словесной
форме, в виде готовых обобщений. В основе процесса познания законов
природы должны лежать многочисленные разнообразные наблюдения и
эксперименты, которые позволят детям, используя преимущества присущего
им типа мышления, самостоятельно улавливать общие закономерности
природных явлений, делать выводы о месте человека в природе, о его
ответственности за все живое на Земле.
Формирование экологической культуры осуществляется наиболее
эффективно в том случае, если педагоги создают условия возможности
постоянного запечатления детьми реального экологически грамотного
природоохранного поведения взрослых.
Занятия в детском саду не копирует по форме школьный урок.
На занятия выносятся только узловые вопросы; основная же масса сведений
дается детям в форме обычного нерегламентированного разговора знающего
взрослого с интересующимся малышом, а также в ходе практической
деятельности ребенка, как это бывает в обыденной жизни. Знания должны
даваться детям малыми дозами через все виды деятельности, включая
свободную.
Экологическое образование и воспитание должно вестись исподволь,
ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и
искренней заинтересованностью как детей, так и педагогов.
Большую роль в формировании экологического сознания и общей
биофильной направленности личности играет ее практическая деятельность в
природе. Важное значение имеет создание развивающей среды.

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
(по Программе экологического образования дошкольников А.И.Ивановой «Живая экология»)
1 –я МЛАДШАЯ ГРУППА
Неживая природа
Растения
Животные
Человек
Факты
Факты
Факты
Факты
Называть полным названием Запомнить название 1 – 2
Наблюдать за птицами.
Правильно называть имена
солнце, воду, небо, снег,
видов растений участка и 1 – Различать некоторые формы родителей и людей
лед, дождь и некоторые
2 видов растений уголка
их поведения: садятся на
ближайшего окружения.
действия, связанные с ними. природы.
деревья, клюют, издают
Знать свое имя и
Употреблять эти слова в
Отличать по внешнему виду звуки.
принадлежность к
активной речи.
и вкусу наиболее часто
Называть полным названием определенному полу.
Замечать и называть
встречающиеся овощи и
животных ближайшего
К концу года понимать
простейшее состояние
фрукты.
окружения и части их тела.
смысл и использовать в
погоды.
Называть растения полным Различать окраску
активной речи слово «Я».
Различать явления природы названием.
некоторых животных (лиса
Уметь назвать свое имя и
на картинках.
Различать окраску
рыжая, зайка и волк серые). фамилию, а также имена
Знать 4 цвета.
некоторых цветов и листьев. Указывать на некоторые
своих родителей.
Увидеть на небе звезды.
наиболее характерные
признаки животных: у козы
- рога, у волка – зубы.
На картинках и фото
узнавать животных, которых
никогда не видели в жизни (
лису, волка, зайца, медведя)
Обобщенные понятия
Различать понятия «тихо –
Иметь первичные
Понимать смысл слов
Понимать смысл слова
громко», «быстро –
обобщенные представления «рыба» и «птица», т.е. иметь «человек».
медленно».
о трех жизненных формах
первичные обобщенные
Уметь выделять у человека
Иметь первичные
растений: траве, деревьях и представления об общих
и животных одни и теже
обощенные понятия о воде, кустах.
признаках животных,
внешние органы – глаза, рот,
льде, снеге, песке.
Выделять у растений такие
относящихся к этим двум
нос, зубы и др.

Различать их в разных
местах и в разном виде.
Понимать простейшие
причинно – следственные
связи между отдельными
явлениями природы.
Уметь играть с водой,
песком, камешками, снегом.
Начать работать с глиной.
Начать помогать
воспитателю убирать
участок.
Делать первые попытки
изображать в рисунках
некоторые явления природы.
Не травмировать себя и
других детей при игре с
предметами.

органы, как лист и цветок в
их типичной форме.
Различать жизненные
формы растений в
нескольких вариантах.

классам.
Запомнить, что все
животные едят и пьют.

Трудовая деятельность
Делать первые попытки
Уметь наблюдать за
поливать растения при
животными в природе и в
непосредственном участии
уголке природы.
воспитателя. Начать лепить Наблюдать, как воспитатели
грибы и ягоды из
ухаживают за животными
пластилина.
уголка природы.
Делать первые попытки
мыть поилки для животных.
Охрана природы
Положительно реагировать
Иметь положительные
на растения.
реакции на животных.
Перестать рвать и мять
Понять, что животным, как
растения уголка природы и
и детям, может быть больно.
участка.
Не причинять животным
боль.

Запомнить, что все люди
едят и пьют.

Запечатлевать образы
работающих людей.
Начать осваивать
простейшие трудовые
операции.
Работать с помощью
воспитателя.
Выполнять простейшие
поручения взрослых.
Постоянно видеть доброе,
заботливое отношение
родителей и воспитателей к
животным и растениям.
Запечатлевать это в своей
памяти.

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
(по Программе экологического образования дошкольников А.И.Ивановой «Живая экология»)
2–я МЛАДШАЯ ГРУППА
Неживая природа
Растения
Животные
Человек
Факты
Факты
Факты
Факты
Начать задавать вопросы о
Узнавать и называть 2 – 3
Различать 2 вида птиц.
В обыденной жизни
Солнце и Луне.
вида комнатных растений, 2 Называть части тела птиц.
запечатлевать отличия
Различать и называть
– 3 вида травянистых
Впервые услышать, что
мальчиков и девочек.
основные признаки воды,
растений участка, 2 – 3 вида осенью некоторые птицы
Начать осваивать
песка, льда, снега,
деревьев, 1 – 2 вида
улетают в теплые края.
полоролевое поведение.
камешков, глины.
кустарников.
Знать места обитания и
Положительно оценивать
Убедиться на практике, что Называть окраску листьев,
некоторые сведения об
свою принадлежность к
вода зимой замерзает, а снег цветов, стволов; знать 4 – 6 образе жизни 2 – 3 видов
тому или иному полу.
и лед в тепле тают.
цветов.
диких животных: чем
Слышать от взрослых слова
Называть части суток: день Кроме листьев и цветов,
питаются, как
«беременность»,
и ночью
выделять стебель; различать передвигаются, какие звуки «беременная».
Различать высокие и низкие у дерева ствол и ветви.
издают.
Использовать в активной
звуки.
Понимать, что иголки
Различать в естественных
речи слово «родился».
Впервые услышать от
хвойных растений являются условиях бабочку, жука,
Начать замечать процесс
воспитателя о «теплых
листьями.
лягушку.
роста.
краях», куда улетают на
Определять по вкусу овощи Запомнить название
Запомнить, что каждый
зиму птицы.
и фрукты в сыром и
детенышей нескольких
ребенок когда – то вырастет.
вареном виде.
животных.
Уметь назвать свой адрес,
Отличать детенышей от
место работы родителей,
взрослых по размеру.
национальность и родной
Узнавать животных по
язык.
описанию.
Знать о существовании 1 – 2
В конце года начать играть в других национальностей.
игру «узнай по описанию».
Обобщенные понятия

Отличать живое от
неживого на интуитивном
уровне.
Определять и самому
называть состояние погоды.
Знать элементарные
признаки сезонов погоды.
Понимать, как одеваться в
разные сезоны года.
Устанавливать простейшие
связи между явлениями
природы: светит солнце –
теплее, дует ветер –
холоднее, качаются ветки
деревьев – на улице ветер.
Учиться работать с глиной.
Использовать свойства
песка, камешков, снега,
воды, льда для
строительных игр.
Начать собирать мусор и
опавшие листья на своем
участке.
Расчищать дорожки и
скамейки от снега.

Понимать и употреблять в
активной речи
существительные с
обобщенным значением
«трава», «куст», «дерево»,
«фрукты».
Запомнить, как выглядят
растения в разное время
года.
Запомнить, что всем
растениям нужна вода.
Получить первые
представления о сборе
урожая.

Понимать смысл слова
«зверь», т.е. иметь
первичное обобщенное
представление об общих
признаках животных,
относящихся к классу
млекопитающих.
Знать, в каких условиях, в
какой среде живут рыбы,
птицы и некоторые звери.
Запомнить факт: летом заяц
бывает серым, а зимой –
белым.
Целевая прогулка весной –
наблюдение за птицами,
высиживающими птенцов.
Трудовая деятельность
Сажать лук в ящики и в
Начать помогать
банки с водой.
воспитателю ухаживать за
Сеять крупные семена в
животными уголка
горшки и в открытый грунт природы.
на участке.
Выполнять самостоятельно
Выполнять простейшие
отдельные поручения.
поручения, помогая
Начать подкармливать птиц,
воспитателю при уходе за
живущих свободно.
растениями уголка природы На занятиях по
и участка: протирать
изобразительной
крупные листья, поливать.
деятельности рисовать и
Собирать букет из трех
лепить фигурки животных.
цветков.
При рисовании с натуры

Интуитивно понимать
различия в одежде, играх,
занятиях мальчиков и
девочек, мужчин и женщин.
К концу года запомнить
общие закономерности
развития человека: вначале
он бывает маленьким и
ходит в детский сад, затем
вырастает и учится в школе,
работает, а потом
становится стареньким.

Запечатлевать образы
работающих людей.
Запомнить, что все взрослые
люди работают.
Получить первичные
представления о некоторых
профессиях.
Уметь работать рядом с
воспитателем.
Начать выполнять
инструкции, содержащие
два поручения
одновременно.

подбирать цвета,
соответствующие
естественным.
Иметь желание
поддерживать чистоту на
участке.

Охрана природы
Иметь желание ухаживать за Положительно реагировать
растениями участка и уголка на животных.
природы.
Иметь желание ухаживать
Активно проявлять это
за ними.
желание при общении с
Активно проявлять это
воспитателем и
желание в уголке природы.
родственниками.
Проявлять беспокойство,
Начать совершать
есть ли у животных еда и
некоторые простейшие
вода, не остались ли они
операции по уходу за
голодными.
растениями.

Понять смысл слова
«болезнь».
На собственном опыте
испытать ухудшение
самочувствия при
заболевании, запомнить это
состояние.
Впервые узнать, что
нарушение поведения может
привести к болезни,
убедиться в этом на
практике.
Понимать смысл слова
«Нельзя!», рационально
реагировать на предупреждения взрослых, если до
этого убеждались в верности
таких предупреждений.

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
(по Программе экологического образования дошкольников А.И.Ивановой «Живая экология»)
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Неживая природа
Растения
Животные
Человек
Факты
Факты
Факты
Факты
Знать свойства снега, льда
Знать название 3 – 5 видов
Отличать по внешнему виду Знать, что такое семья.
при разной погоде.
комнатных растений, 1 – 3
и издаваемым звукам 3 – 5
Разобраться в родственных
Познакомиться с такими
видов кустарников, 3 – 4
видов насекомых, 2 – 3 вида взаимоотношениях:
явлениями, как испарение
видов деревьев, 1 -2 видов
рыб, 3 – 4 вида птиц, 10 – 15 «бабушка – мама – ребенок»
воды и высыхание.
лесных ягод, 2 – 4 видов
видов зверей.
и «дедушка – папа –
Установить связь между
грибов (среди них
Узнавать животных в
ребенок».
испарением воды и
обязательно – мухомора), 5 загадках и по описанию.
Осознать, что мамой
высыханием; проводить
– 6 видов овощей и фруктов. Начать самому описывать
называется человек,
соответствующие
Запомнить, как выглядит
животных в дидактических
который родил ребенка.
эксперименты на природе и наиболее распространенные играх.
Иметь образные
в помещении для
в данной местности
Хорошо знать внешний вид представления о внешнем
определения зависимости
ядовитые грибы и растения, и некоторые формы
виде и поведении
скорости высыхания от
научиться отличать их от
поведения животных своего новорожденных и грудных
температуры.
неядовитых.
уголка природы.
детей.
Экспериментальным путем
Познакомиться с таким
Запомнить, что детеныши
Знать их некоторые
убедиться, что одни
органом растения, как
отличаются от взрослых не
особенности: не
предметы плавают, а другие корень.
только по размеру, но и по
разговаривают, не умеют
тонут в воде.
Рассматривать корни у
другим признакам, они
ходить и самостоятельно
Знать последовательность
растений, выкопанных из
являются очень слабыми и
есть, их надо кормить,
частей суток: утро, день,
почвы и выращенных в
нуждаются в уходе.
купать, пеленать, согревать.
вечер, ночь.
банке с водой.
Иметь желание ухаживать
Понимать, что все
Получить первичные
Усвоить понятия «вчера,
за ними, защищать их.
новорожденные бывают
представления о значении
сегодня, завтра».
слабыми, беспомощными и
Из домашних животных
Запомнить, что на юге лето корня: он служит для
познакомиться с лошадью и нуждаются в уходе.
стоит круглый год, а на
укрепления растений в
овцой, их жизнью и
Иметь желание ухаживать за
севере холодно, там всегда
почве, для всасывания воды использованием в народном ними, защищать их.

лежит снег.

Понимать смысл и
использовать в активной
речи слова с обобщающим
значением «живое» и
«неживое».
Запомнить, какая погода
характерна для каждого
времени года.
Научиться устанавливать
простейшие связи между
изменениями в неживой и

и питательных веществ.
Узнать, что у растений есть
семена.
Различать по внешнему виду
семена 2 – 3 видов растений.
Узнать, что, посеяв семена в
почву, можно получить
новые растения.
Начать играть в игру «Узнай
по описанию».

хозяйстве.
Из диких животных более
детально познакомиться с
биологическими
особенностями белки, ежа,
их жизнью в природе в
разные сезоны года.
Понять, почему осенью
птицы улетают в теплые
края.
Начать первые
систематические
наблюдения за животными
уголка природы.

Обобщенные понятия
Понимать и использовать в
Понимать смысл и
активной речи слово с
употреблять в активной речи
обобщающим значением
существительное с
«растение».
обобщенным значением
«животное».
Детально познакомиться с
Начать находить и сходство
семенным размножением
и различия между
растений.
Пронаблюдать все стадии
животными.
развития растений: посев,
Играть в дидактические
всходы, рост молодых
игры на зоологическую
растений, цветение,
тематику.

Понимать, что люди, как и
звери, кормят
новорожденных молоком;
наблюдать, как сосут дети,
котята, щенки.
Получить первые
представления о наличии у
человека сердца и желудка.
Знать названия нескольких
национальностей и
национальных языков.
Начать знакомиться с
национальными обычаями,
играми, праздниками,
культурой своего и других
народов.
Впервые услышать, что у
некоторых людей кожа
бывает черной.
Понимать смысл и
употреблять в активной
речи существительные с
обобщающим значением
«люди» и «человек».
Интуитивно ощущать
сходство в строении и
основных жизненных
отправлениях людей и
животных: имеют одни и те
же органы, пьют, питаются,

живой природе, между
погодой и состоянием
животных и растений.
К концу года осознать
цикличность сезонных
изменений в природе.
Познакомиться с
отдельными народными
приметами.
Иметь представления о
наличии на Земле гор,
морей, океанов, рек.
К концу года узнать, что
Земля круглая.

Перекапывать песок в
песочнице.
Систематически убирать
групповой участок.

плодоношение, сбор урожая.
Уловить общие
закономерности сезонных
изменений в жизни
растений.
Запомнить
последовательность смены
времен года и внешний вид
растений весной, летом,
осенью, зимой.
Уметь группировать
растения по нескольким
признакам:
- по внешнему виду:
деревья, кусты, травы;
- по месту произрастания:
лес, парк, огород, луг, сад;
- по использованию в пищу:
фрукты, ягоды, овощи.

Запомнить, что животные
делятся на диких и
домашних.
Знать, что люди должны
ухаживать за домашними
животными, т.к. те не могут
добывать себе пищу
самостоятельно.
Понимать пользу,
приносимую домашними и
дикими животными.
Познакомиться с
несколькими способами
перенесения
неблагоприятных условии
зимой: медведь, еж,
некоторые бабочки спят,
мыши, белки устраивают
жилища и запасают корм.
Запомнить, что некоторые
животные спасаются от
врагов: черепаха и еж имеют
защитные покровы тела;
мыши, суслики прячутся в
норы; рыбы, птицы, зайцы
спасаются бегством.
Трудовая деятельность
В уголке природы:
Систематически помогать
- систематически помогать
воспитателю ухаживать за
воспитателю ухаживать за
животными уголка природы:
комнатными растениями;
мыть поилки, купалки,

растут, рождают детей.
Осознать, что у животных
тоже есть два пола: мужской
и женский.
Понимать, что мальчики
будут папами, а девочки –
мамами.
К концу года осознать, что
мамой может быть только
женщина.
Начать замечать процессы
роста, запомнить, что
каждый ребенок когда – то
вырастет.

Продолжать запечатлевать
образы работающих людей.
Проявлять желание
помогать взрослым в работе,

Начать вести с помощью
воспитателя простейший
календарь погоды,
используя для этого формы
регистрации явлений
природы.
Делать поделки из
природного материала.
Начать правильно рисовать
Солнце, Луну и звезды.
В своих рисунках и
аппликациях изображать
горы и реки.

- научиться рыхлить землю
и убирать сухие листья;
- в конце года выполнять
самостоятельно отдельные
обязанности дежурных;
- запомнить, что после
работы необходимо убрать
свое рабочее место;
- зимой выращивать овес и
пшеницу на корм животных
уголка природы;
- весной участвовать в
посадке и пересадке
комнатных растений;
- летом наблюдать за ростом
и развитием этих растений;
- начать ставить простейшие
эксперименты с растениями.
На участке:
- принимать участие в
посадке корнеплодов, лука,
петрушки, редиса, крупных
семян огородных растений и
рассады;
- помогать воспитателю
ухаживать за растениями:
разбивать клумбы и грядки,
посыпать междурядья
песком, рыхлить почву,
поливать, пропалывать,
собирать урожай, цветы и

кормушки, поддоны,
наливать воду в поилки и
купалки, класть готовый
корм в кормушки, насыпать
рыбам корм по мерке.
Помогать воспитателю при
смене воды в аквариуме.
К концу года начать
выполнять отдельные
обязанности дежурных по
уголку природы.
Запомнить, что после
работы с животными
необходимо мыть руки с
мылом.
Приводить в порядок
используемый инвентарь:
очищать, просушивать,
прятать в отведенное место.
В конце года впервые начать
регистрировать наблюдения
за животными, применяя для
этого готовые формы.
Использовать сочетание
цветов для создания
выразительных образов
животных.
Передавать в рисунке
некоторые характерные
детали: еж колючий,
цыпленок пушистый и т.п.

постоянно привлекаться к
работе дома и в детском
саду.
Работать вместе со
взрослыми или под его
контролем.
Начать выполнять
инструкции, содержащие до
трех поручений
одновременно, если они не
сложны.
Знать название нескольких
профессий.
Уметь назвать, что делают
представители этих
профессий.
Постоянно слышать от
взрослого, что каждый
человек должен трудиться,
на конкретных примерах
убеждаться в этом.

Поддерживать порядок на
участке.
Запомнить, что нельзя

семена;
Осуществлять первые
- уточнить знания о
попытки сюжетного
выращивании огородных и
рисования («Утка с
цветочных растений;
утятами», «Птичка клюет
- усвоить гигиенические
зернышки» и др.)
навыки, необходимые при
Замечать на фотографиях,
работе с растениями;
картинках и в скульптурах
- начать вести простейший
выразительность поз и
дневник наблюдений,
жестов животных, понимать
используя для регистрации
что они означают.
наблюдаемых явлений
готовые формы;
- приводить в порядок
рабочий инвентарь:
очищать, просушивать,
относить в отведенное
место, собирать букет из 5
цветов.
При рисовании, лепке и
аппликации передавать
характерные признаки
растений и их отдельных
частей, а также цвета и
признаки овощей и фруктов.
Знать несколько способов
использования растений
человеком.
Охрана природы
Запомнить, что рвать
Спокойно вести себя около
растения, собирать цветы
знакомых и незнакомых
можно только в небольшом (чужих) животных.

Начать целенаправленно
знакомиться по литературе с
природоохранной

сорить на улице и в
общественных местах.

количестве.
Срезанные цветы сразу же
ставить в воду.
Бе6з нужды не уничтожать
растения, не ломать деревья
и кустарники в обыденной
жизни.
Осторожно обходить
цветники, клумбы, куты.
Проявлять желание
заботиться о растениях,
ухаживать за ними.
Бережно относиться к хлебу
и другим продуктам
питания.
Создать свой маленький
заповедник – для чего
выделить небольшой
участок, прилежащий к
территории детского сада,
напоминающий какой –
либо биоценоз: лес, степь,
луг. На этом участке никто
ничего не делает, все растет
само собой, естественным
путем: на нем не сеют
семян, не рвут растения, не
мнут траву, не собирают
плоды и семена, его не
пропалывают, по этому
участку не ходят.

Не махать руками перед
клеткой, не пугать
животных, не стучать по
стеклу аквариума.
Переступать через
муравейник.
Проявлять желание
ухаживать за животными
уголка природы, заботиться
о них.
Понимать необходимость
создания для животных
определенных условий,
которые нужны для их
жизни.

деятельностью людей.
В обыденной жизни
запечатлевать образы
людей, осуществляющих
природоохранную
деятельность.
Понимать смысл слов
«добрый человек –
недобрый человек»,
«хороший поступок –
плохой поступок».
Охрана здоровья
Накопить личный опыт
относительно
отрицательных последствий
некоторых своих действий.
Начать руководствоваться
этим опытом в обыденной
жизни.
Спрашивать у взрослых
совета, не является ли
опасным то или иное
действие.
Начать получать
простейшие сведения о
наиболее распространенных
заболеваниях и о мерах по
их предупреждению.
Понимать биологический
смысл основных

На этом участке дети
изучают естественные
процессы, протекающие в
природе: следят за ростом
растений, за сменой
растительности в течение
нескольких лет, наблюдают,
какие животные его
посещают, как они ведут
себя здесь, зачем приходят в
наш заповедник: поесть
спрятаться от врагов,
устроить себе дом или с
иными целями.
В итоге дети должны
усвоить идею взаимосвязи
всех живых организмов в
природе.
Данный участок,
являющийся миниатюрной
моделью биоценоза,
заложить весной при
переходе из средней группы
в старшую.

гигиенических мероприятий.
Социальная жизнь
Понимать смысл слов
«город», «село».
Получить первые
простейшие представления о
жизни людей в древности.
К концу года начать
знакомиться со сказками,
мифами и легендами
народов мира.
Начать осваивать
общепринятые нормы и
правила поведения.

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
(по Программе экологического образования дошкольников А.И.Ивановой «Живая экология»)
СТАРШАЯ ГРУППА
Неживая природа
Растения
Животные
Человек
ФАКТЫ
Знать и называть свойства
Отличать 5 – 6 видов
Узнать 2 – 3 вида бабочек,
Получить первичные
таких материалов, как
комнатных растений, 6 – 7
стрекозу, муравья, комара,
представления о некоторых
стекло, кожа, резина,
видов древесных растений и пчелу, ящерицу,
внутренних органах (коже,
бумага, металл.
кустарников, 3 – 4 вида
познакомиться с
желудке, кишечнике, крови,
Познакомиться с
травянистых растений, 6 – 7 некоторыми сведениями о
мозге, нервах), их функциях
особенностями движения
видов овощей, 4 – 5 видов
них.
и значении.
предметов разной формы.
плодово – ягодных культур, Запомнить 3 – 4новых вида Знать, что у каждого
перелетных и 4 – 5 видов
человека и у каждого
Уметь сравнивать их пути
2 вида злаков, 3 – 4 вида
зимующих птиц, 2 – 3 вида
животного есть мама и папа,
скорости.
грибов.
млекопитающих, знать
обсуждать их роль.
Усвоить понятия «влево»,
Различать злаки по
Усвоить, что родить может
«вправо».
колоскам, деревья зимой по внешний вид, характер
питания, образ жизни.
только взрослая женщина.
Запомнить названия всех
силуэтам.
Глубже изучить жизнь
Запомнить, что животные
дней недели.
Различать несколько видов
некоторых диких
рожают много детенышей, а
Знать продолжительность
сорных трав, понимать их
млекопитающих (зайца,
женщины в основном по
дня в разные сезоны года.
вред для культурных
волка, медведя, лисы, белки одному.
Знать как меняется погода в растений.
и др.).
Узнать о существовании
межсезонье 9коней осени –
Познакомиться с ролью
Познакомиться с
близнецов.
начало зимы, конец весны – света в жизни растений,
Получить первые
начало лета, конец лета –
проводить соответствующие домашними
начало осени).
наблюдения и эксперименты водоплавающими птицами и представления о жизни
уходом за ними.
человека и детенышей
Познакомиться с такими
в природе, в групповой
животных до рождения.
явлениями, как снегопад,
комнате, на участке.
На примере грача, вороны,
метель, гололед, ледоход,
Запомнить и понять
Рассматривать фотографии
скворца или другой
иней, туман, гроза, ливень,
значение каждого органа
знакомой птицы глубже
зародышей и плодов.

пыльная буря.
Уметь составить интересный
рассказ о явлениях природы.
По характеру музыки
определить состояние
погоды.
Отражать в рисунках
явления природы, уметь
рисовать по замыслу.
Получить первые
представления о
географической карте и
глобусе, уметь показать на
них сушу и моря.
Увидеть, что Земля
изображается на карте и
глобусе круглой.
Познакомиться в обыденной
жизни и по литературе с
некоторыми ландшафтами,
ходить на прогулку в лес, на
озеро, в овраг.
Иметь первичные
представления о природных
богатствах земли, услышать
от педагога, как добывают и
используют уголь, железную
руду, некоторые минералы.
Знать, чем богат местный
край.
Наблюдать за движением

растения – корня, стебля,
листа, цветка и плода.
Понять, что плод образуется
из цветка, он нужен
растению, потому что в
плоде формируются семена.
Уметь отличать плоды от
других частей растений –
корнеплода, луковицы,
клубня.
Понимать, что семена
нужны для размножения
растений.
Уметь самостоятельно
составить рассказ о
растении.
Начать вести
фенологические
наблюдения.
Выпускать календарь
природы 1 -2 раза в сезон.

познакомиться с
гнездованием и выведением
птенцов.
Понять, что аквариумные
рыбки являются домашними
декоративными животными.
Уметь составить рассказ о
животном.

Знать, что люди заботятся о
детях всю жизнь, а
животные – короткое время.
Узнать о существовании
людей с красной и желтой
кожей.
Знать номер домашнего
телефона и рабочего
телефона родителей.

облаков, Солнца, Луны,
звезд.
К концу года впервые
услышать о солнечных
затмениях.
Обобщенные понятия
Отличать живое от
неживого на сознательном
уровне, уметь назвать 2 – 3
отличительных признака.
Хорошо разбираться в
понятиях «таяние,
замерзание, высыхание».
Уметь видеть эти явления в
природе и в обыденной
жизни.
Усвоить общие
закономерности сезонных
изменений в природе,
осознать их цикличность,
устанавливать связи между
температурой воздуха и
состоянием воды, почвы,
растений, животных.
Запомнить длительность
частей суток в зависимости
от сезонов года: летом день
длинный, ночь короткая, а
зимой наоборот.
Устанавливать связи между
температурой воздуха и

Экологические понятия
Уметь выделять не только
различие, но и сходство в
строении растений.
Делать обобщения на основе
сходства, т.е. группировать
растения по разным
признакам:
- по жизненной форме:
трава, куст, дерево;
- по строению листьев:
лиственные, хвойные;
- по отношению к человеку:
культурные, дикорастущие;
- по способу использования:
пищевые, лекарственные,
технические, декоративные,
ядовитые;
- по месту обитания: лесные,
степные, полевые,
огородные, садовые,
бахчевые.
Свободно ориентироваться в
понятиях «лес, степь, луг,
парк, поле, огород, сад,
бахча».

Экологические понятия
Уметь находить не только
различие, но и сходство в
строении и поведении
животных.
Делать обобщения на основе
признаков сходства, для
чего объединять животных в
группы:
- по способу передвижения:
летающие, плавающие,
бегающие, ползающие;
- по способу питания:
хищные, травоядные,
зерноядные;
- по окраске:
маскирующиеся и хорошо
заметные;
- по месту обитания:
животные леса, тундры,
степи, пустыни и т.п.
Начать понимать
приспособительное
значение строения
некоторых частей тела
животного: у быстро

Обобщенные понятия
Видеть сходство в строении
человека и животных.
Понимать гомологичность
органов: руки и ноги
равноценны лапам
животных, волосы – шерсти
и т.п.
Задумываться над
вопросами происхождения
человека.
Осознать необратимость
пола.
Понимать, что беременность
и роды являются сложными
процессами, поэтому мама
нуждается в особо бережном
отношении, когда ждет
ребенка.
Стараться помогать
беременным.
Иметь общие представления
обо всех возрастных
периодах человека: детстве,
юности, зрелости, старости.
Иметь некоторые

состоянием воды, почвы,
растений, животных.
Знать несколько народных
примет.

Глубже понять значение
питательных веществ для
растений, проводить
соответствующие опыты.
Запомнить, что растениям
для нормальной жизни
необходимы вода, тепла,
свет и питательная почва.
Запомнить, в какой
последовательности
развивается растение:
проросток, молодое
растение, цветение,
плодоношение, семя;
понять, что растение
развивается от семени до
семени.
Понять, что растению на
каждой стадии развития
нужны разные условия.
Начать учиться различать по
внешнему виду растений,
чего им не хватает, уметь
подобрать соответствующие
способы ухода.
Знать в обобщенной форме
основные закономерности
сезонных изменений
растений.
Понимать зависимость
сезонных изменений

бегающих ноги бывают
представления о смерти.
длинными, у прыгающих
задние ноги длиннее и
сильнее передних; все
хищные имеют острые зубы
и когти, все летающие
имеют крылья, у ползающих
нет конечностей и т.п.
Усвоить общие
закономерности сезонных
изменений в жизни
знакомых животных.
Иметь обобщенные
представления о жизни
зимующих птиц своей
местности и в разные сезоны
года.
Запомнить, что растения
служат пищей для
растительноядных
животных, а те, в свою
очередь, для хищных.
На основе этого
устанавливать простейшие
причинно – следственные
связи между неживой
природой, растениями и
животными.
Познакомиться с такими
формами взаимодействия
человека и животных, как

Постоянно вести
наблюдения в природе,
проверяя правильность этих
примет.
Иметь представления о
своей, о более северной
(арктической) и южной
(тропической и
субтропической)
климатических зонах.
Начать интересоваться, что

растений от изменений в
приручение и помощь диким
неживой природе.
животным.
Понимать значение
Понимать, что условия
растений не только для
жизни в неволе должны
человека, но и в природе:
быть похожими на
они служат кормом для
естественные.
животных, являются домом Делать первые попытки
для многих из них,
приблизительно определять
сохраняют влагу в почве,
по внешнему виду
очищают воздух.
животного среду его
обитания.
Понимать относительность
Впервые задуматься об
деления растений на
условности деления
полезные и вредные: из
животных на полезные и
многих сорняков делают
лекарства, их используют на вредные.
корм скоту, ими питаются
многочисленные животные,
свободно живущие в
природе, и т.п.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В уголке природы:
В уголке природы:
- самостоятельно, под
- уметь работать
незаметным контролем
самостоятельно;
воспитателя,
- с начала года
систематически ухаживать
систематически дежурить в
за комнатными растениями; уголке природы;
- систематически дежурить в - мыть поилки, убирать
уголке природы;
клетки, мыть, резать, тереть
-зимой устраивать огород на на терке корм;
- с помощью воспитателя
подоконнике, сажать в
ящики и горшки
устраивать садки для

Приобретение трудовых
навыков:
- приобрести прочные
навыки бытового и
обслуживающего труда,
труда в уголке природы и на
участке;
- понимать смысл всех
совершаемых трудовых
операций;
- научиться работать

находится за пределами
Земли.
Услышать о существовании
других планет.
Узнать, что Земля вращается
вокруг Солнца, а Луна –
вокруг Земли.
Познакомиться со словом
«спутник».
К концу года использовать в
активной речи слово
«космос».
Знать, что для полетов в
космос используются не
самолеты, а ракеты.

корнеплодов, лук,
выращивать в небольших
пластмассовых стаканчиках
зеленый корм для животных
уголка природы ;
- выращивать цветы к
праздникам;
- определять несколькими
способами состояние почвы:
сухая или влажная, твердая
или рыхлая.
На участке:
Осенью убирать урожай,
выкапывать клубни и
луковицы, правильно
хранить их зимой,
заготавливать на зиму
овощи и фрукты, сушить
сено для животных,
выкапывать цветочные
растения и переносить их в
групповую комнату для
наблюдения за цветением,
собирать красивые листья,
ветки и целые растения для
украшения групповой
комнаты.
Зимой сгребать снег под
деревья и кустарники, на
клумбы и цветники,
устраивать

насекомых, террариумы для
амфибий и рептилий; вести
длительные наблюдения за
жизнью взрослых
насекомых, лягушек, жаб, за
развитием гусениц и
головастиков.
Рисовать и лепить фигурки
животных и человека,
соблюдая пропорции частей
тела и передавая несложные
движения.
Изображать различные
сюжеты из жизни животных.
Выполнять коллективные
работы («Птицы на
кормушке», «Зоопарк» и
др.).
На участке:
- систематически
самостоятельно кормить
зимующих птиц, заготовлять
для них корм с осени;
- понимать значение
дождевых червей, божьих
коровок и других полезных
животных, привлекать их на
участок.
Экспериментирование:
- систематически проводить
эксперименты с животными,

самостоятельно, под
незаметным контролем
воспитателя;
- в конце работы
докладывать воспитателю о
ее результатах.
Ознакомление с трудом
взрослых:
- понимать, что каждая вещь
создана трудом человека,
поэтому ее надо беречь;
- научиться уважать свой
труд и труд других людей;
- получить некоторые
представления о развитии
труда человека от древности
до наших дней;
- систематически
знакомиться современными
и древними орудиями труда,
средствами передвижения и
коммуникации, бытовыми
приборами.
Экспериментирование:
- начать проводить
наблюдения и эксперименты
на себе и на других людях;
- делать первые попытки
выполнять весь опыт по
одной инструкции;
- при выполнении

снегозадержание.
Весной перекапывать
грядки, окапывать деревья и
кустарники, сажать и сеять
огородные и цветочные
растения рассадой и
семенами, ухаживать за
всходами, убирать урожай
раннеспелых культур
(например, редиса).
Научиться черенковать
растения, помогать
взрослым сажать, обрезать и
белить деревья, кустарники.
Летом рыхлить почву,
поливать, пропалывать,
окучивать, собирать. Знать
несколько способов борьбы
с сорняками: выдергивание,
прополку и др.
Начать понимать
биологический смысл всех
производимых
агротехнических
мероприятий.
Экспериментирование:
- начать учиться определять
по внешнему виду растений,
в каких условиях оно
нуждается;
- изучать влияние на них

изучать поведение
экспериментов начать
домашних и живущих
самостоятельно соблюдать
свободно зверей, птиц,
правила безопасности.
амфибий, рыб, насекомых
при тех или иных условиях
и экспериментальных
воздействиях;
- проводить над животными
только те эксперименты,
которые не наносят им
вреда;
- результаты наблюдений
отражать в альбоме или
дневнике;
- проследить за развитием
головастиков и
превращением их в лягушек
и жаб;
- проследить за развитием
насекомых: поместив
гусеницу в самодельный
инсектарий, увидеть, как она
питается, затем
превращается в куколку, а
куколка – во взрослое
насекомое.
Ознакомление с трудом
взрослых:
- знать основные операции
по уходу за
сельскохозяйственными

различных факторов:
способов ухода, сроков
посадки и посева, условий
жизни и др.
Ознакомление с трудом
взрослых:
- называть основные
сельскохозяйственные
профессии, знать, что
делают представители этих
профессий, уметь назвать
результаты их труда;
- знать основные этапы
выращивания хлеба;
- понимать назначение
различных
сельскохозяйственных
машин, отличать их по
внешнему виду, знать
названия.

животными;
- уметь назвать основные
профессии, связанные с
уходом за животными;
- знать, что делают
представители этих
профессий, называть
результаты их труда;
Понимать назначение
некоторых машин и
механизмов, применяемых в
зоотехнике;
- понимать основные формы
взаимодействия между
городом и деревней: город
дает селу машины, а село
городу – продукты питания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(872)3-34-07

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».